Сделать домашней|Добавить в избранное
 

Путешествия, туризм, походы
Красивые и памятные места
Отзывы о шоппинге


Гора «Бархан-Уула»

Опубликовано 28-04-2014, 16:01, автор: flashsoft
Координаты GPS

Место нахождения


Страна: Россия
Регион: Бурятия
Координаты точки: 54.091517, 110.11322

Сакральный комплекс Бархан-Уула



Одна из главных святыней Республики, природно-религиозная достопримечательность, занявшая первое место среди семи чудес Бурятии – гора «Бархан-Уула». Гора расположена в Курумканском районе Бурятии, в знаменитой Баргузинской долине, чуть дальше поселения братьев-декабристов Кюхельбекеров. Название этой горы упоминается как в бурятских мифах, так и в древних тибетских текстах. Согласно текстам, в Бурятии и Монголии имеется 5 главных сабдаков – мест, где живут главные духи. Самое северное из них – гора Бархан-Уула – охраняет буддийское учение с севера. Считается, что человек, поднявшийся на эту гору, на год устанавливает связь с таинственной силой этого места и становится единым с Богом. Только люди, ведущие праведный образ жизни, могут увидеть на скалах этой горы огромное изображение Будды. Для подъема на эту гору специально приезжают монахи из Иволгинского дацана. Перед тем, как произвести восхождение необходимо «спросить разрешения» ламы в Курумканском дацане. В честь этой горы есть большой молебен, написанный на санскрите. На плато Тэптээхэй перед самой вершиной находится крупное каменное «обо» («обоо»), почитаемое с древнейших времен в честь духа горы, а также ламаистский скрещенный знак, обозначающий вечность и бесконечность мироздания.
Священная гора Бархан-Уула (высотой 2585 м.) овеяна бытующими в народе легендами и преданиями, связанными с именами Гэсэра, Чингисхана, тибетского царя, предводителя племени древних баргутов и предка бурят Баргу-батора; она также фигурирует в образе «духа-хозяина» в шаманских призываниях. И если верить истории, то мать Чингисхана баргутских кровей, и правитель империи покровительствовал всегда живущим в Баргузинской долине.
Древние люди проводили свою жизнь среди природы и в некоторых местах чувствовали прилив энергии. Такие места выделялись среди окружающей природы, многолетние наблюдения за ними подтверждали исключительную особенность некоторых мест, где, как считалось, циркулирует жизненная энергия Земли. Воздействие на человека такого «места силы» приписывалось обитающим в нем духам. Эти духи в шаманских культах стали называться эжинами — «хозяевами местности». Буддизм, пришедший на смену шаманизма, «хозяев мест» называл тибетским словом «сабдак».
Бархан-Уула с древнейших времен считается священной не только у баргузинских бурят, но и у монголоязычных народов. Согласно мифологии бурят, хозяевами горы являются Бархан баабай и Хажар-Сагаан-нойона - небесные повелители, спустивщиеся на землю с неба. По другому старинному преданию, здесь еще во времена монгольского владычества был похоронен знатный хан из золотого рода борджигинов, а провожали его в последний путь кэшиктены – баргуты – воины из личной гвардии Чингисхана. Великий йогин Соодой-лама также избрал эту гору местом своих медитаций и, как повествуют строки из его жизнеописания, он за мгновение взлетал на вершину и медитировал на листике дерева.

Из-за трудностей подъема на вершину утеса шаманистские, а затем и буддийские обряды проводились внизу, где впоследствии, в 1916-1918 годах был построен Баргузинский (Барагханский) дацан, который вследствие политики советской власти по отношению к религиям, был разрушен в 30-е годы XX века. Развернулись массовые репрессии, большинство лам погибло в лагерях, или было расстреляно.
В 2000 годы обряды возобновились. Ежегодно проводится молебен Барха тахилга. Кроме того, каждый год совершаются паломнические восхождения на вершину горы.



Гора «Бархан-Уула»
Барагханский cубурган на фоне горы Бархан-Уула.


Гора «Бархан-Уула»
Информационные щиты.


Гора «Бархан-Уула»
На небольшом плато Тэптээхэй перед самой вершиной находится почитаемое с древнейших времен крупное каменное обоо (высотой 1 м 10 см, диаметром 2 м 7см) в честь духа этой горы.


Гора «Бархан-Уула»
На плато Тэптээхэй раньше приносили оружие погибших воинов, в давнюю старину здесь находились сабли, кольчуга, панцирь, щит, наконечники копий. Сейчас тут находится ствол от дробовика 1901 года выпуска, два затвора от старинных ружей, три пики разных размеров, сабля – хортом, бурятских символический знак, изображающий соембо из листового железа.



Барагханский cубурган у горы Бархан-Уула



Недалеко от трассы находится субурган высотой около 3 м, построенный в 2006 году в честь великого йогина Соодой ламы. Четыре сахюусена льва, размером 25×25×15 см расположены на углах постамента. Четыре металлических столба с металлическими цилиндрами для пожертвований, увенчанные хурдэ, расположены в метре от углов ступы и соединены цепями. Перед центральной частью субургана находится чаша для совершения обряда кормления голодных духов; перед ней доска для простирания (глубоких поклонов). Место поклонения хозяину Бархан горы.
Инициатором строительства субургана на Барагханском аршане был Эдуард Маланов, выходец из Баргузинской долины, предприниматель из г. Улан-Удэ. Будучи человеком верующим, он часто посещал дацаны, встречался и общался со многими ламами. Так он познакомился с Дондог-ламой из Кижинги. Лама рассказал о разрушенном дацане на Барагханском аршане и о том, что его никто не восстанавливает. С тех пор у Эдуарда Маланов появилась мечта – построить у себя на родине красивый субурган. Хамбо-лама Дамбо Аюшеев дал разрешение на строительство и сказал, что нужно построить субурган у дороги, чтобы люди видели его и получали благословение, поклоняясь ему. После путешествия в Монголию было приобретено все, что следует закладывать в основание ступы.

Ступа в переводе с санскрита означает «вершина, верхушка». Калмыцкое название ступы – субурган. Строят эти культовые сооружения для накопления благотворной энергии, призванной защищать живые существа. Субурганы возводятся по строгим буддийским канонам, но придать им своеобразие, присущее данной местности – дело строителей.

Тибетцы различают восемь видов ступ, соответствующих восьми важнейшим эпизодам в жизни Будды. Лхабаб ступа символизирует возвращение Будды с небес Тушита, куда он отправился, чтобы увидеться со своей матерью.

Ступа Лхабаб (бурханай субурга) олицетворяет удачу и подавляет все плохое: пьянство, суицид, несчастные случаи, людскую карму. Она приносит плодородие и процветание Баргузинской долине. Аналогов этому объекту нет ни в Бурятии, ни в Монголии. Ступа – это символ пути к просветлению, образ просветленного сознания, это, центр скопления мощной положительной энергии.
В ступу Лхабаб были заложены тысячи глиняных статуэток (они называются «цаца»), молитвы, полное собрание Ганжур (108 томов), святые книги и т.д.
Барагханское обоо олицетворяет верхние миры круговорота жизни и делится на три части. Нижняя часть – это земная жизнь; средняя, куполообразная с изображением Будды Шакьямуни, – это мир полубогов; верхняя заостренная часть заканчивается знаком сойомбо и символизирует связь с космосом, мир богов. Вокруг ступ всегда образуется защитное поле, которое благотворно не только для всех живых существ, но и для местности, где она сооружена. Обходя ступу, люди настраиваются на позитивный лад, сильная положительная энергия, заключенная в этом буддийском сооружении, благословляет их.


Гора «Бархан-Уула»
Субурган на Барагханском аршане.
В 2006 году на частные пожертвования на месте разрушенного в 30-е годы Баргузинского дацана, возле священной горы Бархаан, была возведена ступа. В основание ступы, помимо священных реликвий, заложена земля со всех мест, где в XIX- XX вв. располагался Баргузинский дацан. Эта ступа посвящена памяти всех лам Баргузинского дацана безвинно пострадавших в годы сталинских репрессий.


Гора «Бархан-Уула»
Четыре сахюусена льва, размером 25×25×15 см расположены на углах постамента.



Курорт аршан «Барагханский»



Давным-давно охотники подметили на первый взгляд непонятное предпочтение, которое оказывали дикие животные к этому ключу. Вода его оказалась лечебной.
Путь на Аршан от Барагхана ведет по живописной шоссейной дороге. Затем нужно повернуть по указателю направо. Здесь дорога крутыми зигзагами взбирается в гору. 1,5 км пути - и вы на месте. Издавна это место считается священным. Курорт находится на высоте 700 м над уровнем моря, т.е. в субальпийской местности в самой гуще леса. Прозрачность и чистота воздуха исключительно благоприятствуют лечению. Источник полезен для лечения почек, легких, желудочно-кишечного тракта.
Курорт находится в 10 км от села Барагхан, у подножия Бархан-горы.

Теги: гора, буддизм, обоо, аршан

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Комментарии:

Оставить комментарий