• Отдых, природа, путешествия, туризм, походы
• Курорты, базы отдыха, санатории, отзывы и цены
• Смотреть фильмы онлайн о достопримечательностях
• Интересные факты, красивые и памятные места
• С координатами на карте гугл или яндекс карте


» » Культовые места Баргузинской долины вдоль Баргузинского тракта

Культовые места Баргузинской долины вдоль Баргузинского тракта

Опубликовано 4-06-2015, 11:07, автор: flashsoft
Координаты GPS

Место нахождения


Страна: Россия
Регион: Бурятия


Культовые или священные места в традиционной культуре бурят



В данной статье мы хотим изложить некоторые особенности почитания «хозяев» местностей, рассмотрев придорожные культы вдоль Баргузинской трассы Улан-Удэ - Улюнхан (северно-западная ветка), отдельная публикация посвящена юго-восточной ветке Культовые места Баргузинской долины по трассе Усть-Баргузин — Уро — Майский.

Автомобильная трасса Р438 (Баргузинский тракт) Улан-Удэ — Турунтаево — Курумкан — Улюнхан проходит через Прибайкальский, Баргузинский, Курумканский районы и имеет протяженность 498 км. Вдоль нее расположены десятки культовых мест. Местные жители (баргузинские буряты и эвенки, русские, татары и др.) обычно осведомлены о них и, попав в эти места, оказывают им «почтение», положив монетку, сигареты или привязав лоскуток ткани.

В традиционной культуре бурят — культовые или священные места занимают важное место. Священные места отмечены высшей сакральной значимостью. Одной из форм материального воплощения традиционных верований бурят является бариса (от бур. бариха — преподносить, дарить) или табиса (от бур. табиха — оставить, положить). Это места для подношения угощений духам - хозяевам местности. Бариса располагаются обычно у дороги на перевалах горы, у подножия горы, в настоящее время бариса имеются на каждой крупной автомагистрали, здесь сооружаются беседки со столами и скамейками. Как и в прошлом, сейчас любой путник обязан принести здесь какое-нибудь пожертвование: кусочки материи, ленточки (зала), которые вешают на деревья или кустарники, зерно, монеты, сигареты, спички. Однако скудность знаний о традициях и обычаях бурятского народа является одним из губительных факторов захламления и разрушения священных мест. Бариса находятся в плачевном состоянии, территория захламлена мусором, земля вокруг усыпана битым стеклом, окурками.

Т.М. Михайлов выделяет следующие типы шаманских священных месту бурят:
1) обоо;
2) священные пещеры, скалы и камни;
3) аршан, лечебный источник;
4) бариса,
5) места шаманских захоронений

В семантическом плане основными маркерами придорожных культов могут служить следующие объекты: гора, источник, река, камень, дерево, а дорога соединяет их все в единое сакральное пространство: человек - дорога - культовый объект. Человек (водитель, пассажир) здесь является субъектом обряда. Дорога выполняет две функции: осуществляет связь времен (прошлое, настоящее, будущее) и пространства (начало и конец пути). А культовый объект (гора, камень, дерево и т.д.) служит медиатором (аналог мирового дерева), где и присутствует пространственно-временной аспект (структура вертикальной и горизонтальной модели мира). Поэтому любой путник всецело подчинен влиянию сверхъестественных сил. У монголов, например, паломники сооружают небольшие кучки из камней на валунах, лежащих поблизости в степи. Подходя к главной скале, они прикладываются к ней лбом и шепотом рассказывают о своих невзгодах и о том, чего они от нее хотят.
Баргузинские буряты, посещая культовые места, также прикладываются лбом к священному дереву или скале, подходя к источнику, обязательно выпивают аршаана, ополаскивают лицо, шею, предварительно оставив монетку. Эти обрядовые действия наиболее ярко отражают формы проявления традиционной культуры, в котором выражается неразделенность сакрального и профанного и реализуется картина мира.

Можно предположить, что человек, проезжая мимо культовых мест, так или иначе, оказывается в психоэнергетической зависимости от их «хозяев». Более того, как утверждают местные жители, если со стороны человека отсутствует обращение к «ним», как мысленно, так и вербально, «духи», особенно сакральных мест, могут долгое время преследовать его. К тому же обитающие на родовой территории «духи» предков, ожидая от потомков уважения к себе, и, получив желаемое путем обряда, дают им право проезда через «сакральную» территорию.

Таким образом, в обрядах почитания придорожных культов населением Баргузинской долины можно выявить три основных момента:
• просьба «разрешения» на проезд того участка дороги, «хозяином» которого является тот или иной дух предка;
• ожидание помощи со стороны духов-хозяев в преодолении препятствий, если таковые возникнут;
• благодарность духам-хозяевам местности по окончании пути.

В Баргузинской долине существуют не только шаманские, но и буддийские культовые места. Среди них особо следует выделить ступу (субурган) Соодой-ламы, одного из авторитетнейших деятелей буддийского мира, ясновидящего, йогина. Она находится в одном из живописнейших уголков края - Баруун-Хунтэй (Куйтунская степь), в нескольких километрах от с. Элысун. Есть места, где буддийские священнослужители проводят обряды (чтение молитв - ном уншалга или сагаагаар мургэхэ). К примеру, культовое место южнее с. Арзгун под названием - Зурхэн-Хада, или место паломников — гора Бархан-Уула», где в 1997 году проходил буддийский молебен под руководством настоятеля Баргузинского дацана Ц.Намжилова.

Культовые места Баргузинской долины вдоль Баргузинского трактаСтупа (субурган) Соодой-ламы


Культовые места Баргузинской долины



От г. Улан-Удэ до с. Улюнхан (северно-западная ветка) насчитывается около 30 культовых мест, из них, наиболее почитаемыми, являются следующие:

22-й км. Перевал (дабаан) горы Дрязговитой


Одним из первых культовых мест по пути следования Баргузинской трассы является перевал (дабаан) горы Дрязговитой (1249 м) находящийся на 22-ом км на высоте более тысячи метров над уровнем моря. Здесь трудный подъем и спуск под углом 12 градусов, резкие повороты, особенно опасные в зимнее время.
Поднявшись на перевал, водители и пассажиры выходят из машины. Кто-то из них брызгает водкой, кто-то бросает кусочки пищи в сторону леса, а некоторые бросают монеты на обочину дороги. Затем все начинают трапезу (ама хурэхэ), делятся друг с другом, причем, чем больше народу, тем убедительнее выглядит ритуал угощения «хозяина» перевала. Однако могут и просто проехать, бросив в окошко монетку или незаметно кивнув головой. Брызгать водку должен самый старший (аха заха) или начальник (ноен, Найд), а тот, в свою очередь, может доверить (перепоручить) это ответственное дело кому-нибудь, например, представителю иламанского (боо удхатай) или кузнечного (дархан удхатам) рода. С двух сторон дороги деревья сплошь увешаны лоскутами ткани, вокруг на земле лежат монеты, которые собирают иногда дети из неблагополучных городских семей. Сейчас они могут подойти и попросить что-нибудь поесть или денег.

Культовые места Баргузинской долины вдоль Баргузинского тракта


117-й км. Река Хаим


Следующим культовым местом по этому направлению считается р. Хаим. Это одна из самых больших и красивых рек Прибайкалья, её протяженность – 110 километров, ширина – до 15 м, глубина – от 1 до 1,5 м.
При спуске к воде стоят деревья, увешанные лоскутами ткани, а под деревом на камнях можно обнаружить монеты, сигареты, спички. Проезжающие мост местные жители считают, что это эвенкийское культовое место. Согласно местной легенде название реки Хаим происходит от восклицания эвенка «хэйюм» (у горы), у которого якобы жена родила здесь ребенка.

Культовые места Баргузинской долины вдоль Баргузинского тракта


290-370-й км. Гора Святой Нос (Хэльмын-хушуун)


Следующий объект поклонения — полуостров Святой Нос. Исследователи называют его Хилман-хушуун, однако местные жители утверждают, что правильнее называть его Хэлъмэн-хушуун (в переводе — хребет осетра). Впрочем, если посмотреть на гору, она действительно напоминает и нос, и хребет осетра. Обычно буряты останавливаются сразу при виде горы, чтобы брызнуть в ее сторону обрядовым напитком. Старожилы говорят, что именно отсюда начинается Баргузинская долина.
Полуостров Святой Нос – место расположения многих объектов культурного наследия: там встречаются археологические объекты, шаманские места поклонения и т.д.

Культовые места Баргузинской долины вдоль Баргузинского трактаВорота Баргузинской долины


252-й км — Святой источник


«Хозяевами» местности считаются три сестры-шаманки, сейчас пост ГИБДД.

264-й км


АЗС (слева), отворот налево в пгт Усть-Баргузин, ответвление направо грузо-соединяющая дорога (ГСД) местного значения Усть-Баргузин — Уро — Майский.

345-й км. Улюнский глазной источник (нюдэнэй аргиаан)


Улюнский глазной источник находится по трассе Баргузин—Курумкан, не доезжая до улуса Улюн 1,5 км, по правой стороне. Чуть далее, в трех километрах от села Улюн в отрогах Баргузинского хребта находится Улюнский «Аршан».
Воды Улюнского глазного источника и Улюнского «Аршана» улучшают обменные процессы, усиливают кровоснабжение органов и тканей, возбуждают аппетит, лечат глазные болезни простудные заболевания — ангины, бронхиты, насморки – при приеме внутрь.
Воды этих источников содержат водород, хлор, железо, фтор.

Культовые места Баргузинской долины вдоль Баргузинского тракта


354-й км. Улюкчикан. Могильник Гульмакта (Шастынн Ундэр)


Гульмакта – культовое место, имеет баргутское происхождение. Располагается на правом берегу р. Баргузин, в 1 км севернее с. Улюкчикан, северо-западнее километровой отметки 354/78 автодороги на Курумкан, вблизи опоры ЛЭП.
По данным исследования С.П.Балдаева, еще в начале ХХ столетия буряты устраивали здесь шаманский тайлган «хорчинам» - древним жителям этих мест.
Имеющиеся здесь археологические памятники (оросительные канавы, идущие от бывшего водохранилища с развалом каменной плотины с «мельницей», могильник, наскальные рисунки и пр.) однозначно приписываются народной памятью к баргутам («хорчинам»).
Объектом почитания здесь пользуются три небольшие сопки на окраине села Улюкчикан. Их божествами или духами – «хозяевами» местности считаются Сорон Ехэ Боо и Нимай Ехэ Одигон. По легендам и по проводимым титулам («боо» и «одигон»), это была супружеская пара профессиональных шаманов высокого сана посвящения. Во время жертвоприношений им преподносили лошадь, баранов и от каждого двора по котлу молочной архи. В призывании говорилось, что это были одни из первых жителей Баргузинской долины, воевавшие с тунгусами.
Памятник археологии «Улюкчикан. Могильник (Гульмакта)» (бронзовый век, средневековье - I тыс. до н. э.- X-XV вв. н.э.) относится к объектам археологического наследия, состоящим на государственной охране. (Постановление Совета Министров Бурятской АССР №379 от 29.09.1971 г).

358-й км. Урочище семи сосен в Ярикто (Яриктын долоон нарhан)


Легенда культа семи сосен в местности Ярикто (Яарнюпын долоон нарhан) гласит о том, что у одного из сородичей первой группы переселенцев эхиритских родов из Верхоленского уезда Иркутской губернии в Баргузинскую долину (примерно в 1720 годах) родился сын. Это событие было воспринято как хорошее предзнаменование дальнейшего, благополучного проживания бурят в данной местности. Шаман, находившийся в этой группе, наказал своим потомкам при возвращении провести обряд жертвоприношения в урочище семи сосен в Ярикто.
Именно на этом месте был проведен первый шаманский молебен для процветания на этой земле всех родов баргузинских бурят.
Кроме того, в этой местности в долине сухого ручья у подножия одиноко стоящей сосны, через дорогу от могилы Героя Социалистического Труда Эрдынеева Ринчин Ванюшкеевича находится археологический объект – могильники поздних кочевников (X-XV вв. н.э.)

361-й км. Буддийский комплекс, дворец богини Янжимы


Богиня Янжима – буддийская святая, покровительница танцев, искусств и плодородия. Этому уникальному месту посвящена статья на нашем сайте «Янжима - богиня плодородия».

366-й км. Буксыкен (Буксыхээни аршаан)


Отворот с трассы на лесную дорогу к Буксыкенскому источнику. Этому целебному источнику посвящена статья на нашем сайте «Буксыкенский аршан».

388-й км. Гора «Бархан-Уула»


Здесь одновременно почитается и гора и источник. Сакральному комплексу Бархан-Уула посвящена статья на нашем сайте «Гора Бархан-Уула».

395-й км. Улус Галгатай


Галгатай, урочище в бассейне р. Баргузина (от бурятского галтаи - огненное (место)). По преданию, раньше на этом месте кочевые племена разводили костёр, такие костры в древности буряты разводили для сигнализации.
Священное место для бурят, бариса (место для подношения угощений духам ) находится на месте шаманских могил.

405-й и 411-й км. Хадагшаан (с. Хонхино и с. Курумкан)



413-й км. с Курумкан


р. Курумкан, недалеко от буддийского Курумканского дацана.

435-й км. Шаманка


Шаманка (р.Шаманка)

461-й км. hopioyp (у моста р. Алла)



494-й км Ягдыг (у въезда в с. Улюнхан)



Культовые места Баргузинской долины вдоль Баргузинского тракта


Кучигер (Хушигэ-эрэй аршаан, в 5-ти км от улуса Улюнхан)


Про Кучигерские термальные источники и лечебные грязи читайте статью на нашем сайте «Кучигер».

Культовые места Баргузинской долины вдоль Баргузинского тракта


Трасса Р438 (Баргузинский тракт) заканчивается в Курумканском районе в 4 км к северу от улуса Улюнхан.



По материалам полевых исследований аспиранта ИЭА РАН Б.Ц. Гомбоева «Баргузинская долина. Семантика придорожных культов», «Республика Бурятия: актуальные проблемы сохранения и использования культовых мест и сакральных территорий».


Круиз по Баргузинской долине





Еще много красивых и познавательных видео на Youtube канале Flash-Soft Studio Подпишись!

Теги: шаманизм, буддизм

Комментарии:

Оставить комментарий


Отдыхая познавай! Смотри видео онлайн!