Сделать домашней|Добавить в избранное
 

Путешествия, туризм, походы
Красивые и памятные места
Отзывы о шоппинге


» » Культовые места Баргузинской долины по трассе Усть-Баргузин — Уро — Майский

Культовые места Баргузинской долины по трассе Усть-Баргузин — Уро — Майский

Опубликовано 10-06-2015, 16:05, автор: flashsoft
Координаты GPS

Место нахождения


Страна: Россия
Регион: Бурятия


В данной статье мы продолжим тему придорожных культов Баргузинской долины вдоль трассы Усть-Баргузин — Уро — Майский (юго-восточная ветка). Ранее на сайте была опубликована статья «Культовые места Баргузинской долины вдоль Баргузинского тракта».


Грузо-соединяющая дорога Усть-Баргузин — Уро — Майский



На 264-й км Баргузинской трассы Улан-Удэ - Улюнхан располагается АЗС (слева), отворот налево ведет в пгт Усть-Баргузин, а ответвление направо — идущая вдоль Икатского хребта автодорога местного значения Усть-Баргузин — Уро — Майский. Эта грузо-соединяющая дорога (ГСД) бьла проложена в 60-х гг. XX в. в связи со строительством лесозаготовительного участка в пос. Майский, которая связывала его с пос. Усть-Баргузин. Дорога была полностью асфальтированная, по ней курсировали большегрузные лесовозы вплоть до 90-х гг. Местные жители считают, что заготовка леса за этот период нанесла значительный урон р. Баргузин.
В настоящее время дорога в аварийном состоянии, мосты через реки разрушены. Движение по трассе не очень оживленное, поэтому случись что, помощи ждать неоткуда. Сейчас эта дорога используется в период становления ледового покрова (ноябрь-декабрь) и таяния льда (с середины марта до середины мая) на р. Баргузин.


Почитание придорожных культов



Жители Баргузинской долины, отправляясь в дорогу, начинают обряды жертвоприношения с кормления домашнего очага (гал гуламтадаа) первинками белой пищей (сагаан эдеэн дэээюээр). Обряд адресован «хозяину» очага (галай эжэн) и духам предков (огонь связан с понятием «предок», «шаманский корень»), их смысл в получении благословения от семейных и родовых божеств. В качестве обрядовой пищи выступают молоко или водка (белая, традиционная или черная, заводская), сливочное или топленое масло (шара тоhон). А по пути следования берут с собой, помимо вышеназванных элементов обрядовой пищи, монеты, лоскуты ткани, сигареты и спички. Как и у других этнических групп Байкальского региона применяются зерно или крупа (рис), как бы заменяющие весь упомянутый список, если отсутствуют другие подношения.

Проводя те или иные обряды жертвоприношения, коренное население долины не нарушает установившийся порядок, даже если оно и вносит в обряд некоторые элементы трансформации. Например, если у водителя не оказалось с собой домашнего молока, он может заменить его концентрированным молоком промышленного производства, вместо традиционной архи побрызгать заводской водкой; если у всадника нет лоскута ткани, он может привязать на ветку волос из гривы коня и т.д. Согласно нашим наблюдениям, местные жители, если у них отсутствует полный набор обрядовой пищи, могут вполне обойтись одним из его элементов, имеющимся в наличии: монеткой или сигаретой, конфетами или спичками, гайкой или лоскутом ткани и т.п.

Важно не только наличие культового места на дороге как такового, важно и другое - причина отправления жителей района в путь, как-то: деловая поездка, свадебный поезд, охотничий промысел, перекочевка, отъезд в связи с учебой, призывом в армию и т.д. Ведь одним из наиболее важных моментов обряда является вербальный компонент ритуала, а в текстах призываний указываются цель поездки, просьба о помощи, упоминаются имена «хозяев» местностей, также родовые имена обращающихся.


Культовые места Баргузинской долины вдоль северной ветки



Часть населения Баргузинской долины, проживающая у отрогов Икатского хребта, также поклоняется культовым местам, их насчитывается около 20-ти и они расположены возле зимней дороги (ГСД). Самыми почитаемыми культовыми местами на этой трассе являются:



Cтоянка древних баргутов вблизи с. Шапеньково


Координаты места: 53.557582, 109.786850. В 1,5 км на юго-восток от с. Шапеньково
Иркутский археолог П.П. Хороших, внимательно изучив в начале прошлого столетия памятники баргузинских баргутов - одного из древнейших тюркомонгольских племен, живших в Забайкалье, выделил целую серию «бесспорных» объектов древности. Среди них остатки плотины и мельницы, пещера с надписями на монгольском и тибетском языках по реке Банной, в которой, по приданию, жили «баргуты», оставившие черепки глиняной посуды, оросительные канавы у сел Уро, Бодон, Суво, по реке Аргаде и у поселка Курумкан, могилы у Лысой Горы близ Баргузина, остатки пашен в «Баргутской пади» близ села Суво, где находили «баргутские сошники и жернова», каменная плита с «баргутскими надписями» у села Харгана в Куйтунской степи, святилище в местности Кладово, где в глубокой нише встречаются «наконечники стрел, сошники, присваемые древним баргутам». Найдены были и жилища-землянки, о которых хорошо осведомлено эвенкийское население края. По их мнению, баргутские жилища расположены на низких местах, а пашни – на высоких, причем находимые здесь «баргутские чугунные заступы» называются «надтенками», что по-эвенкийски буквально означает «землю рыть». Одно из таких мест – Баргутские ямы близ с. Шапеньково – находится на берегу высохшего озера. Они обозначены пятью углублениями диаметром 3-5м и глубиною 0,7 – 1,2м. При раскопках в 1967 году Е.А. Хамзиной на отметке 1м от дневной поверхности были встречены кости лошади, глубже – угли и обгорелая земля, а на глубине 2м – доски, похожие на остатки землянки.
Проезжая мимо стоянки древних баргутов водители и пассажиры бросают кусочки пищи, монеты, спички в сторону леса или незаметно кивают головой.

Сувинские камни (с. Суво)


Координаты места: 53.6 58600, 110.021285
«Сувинский замок» находится за большим Алгинским озером возле поселка Суво. Скалы, компактно расположены на площади 0,5 кв.км. на степных склонах сопки у подножия Икатского хребта. На вершине горы они образуют живописную группу, напоминающую развалины замка, с громадными каменными башнями и узким скальным ущельем между ними, длиной около 200 м. и высотой до 50 м. В скалах много гнезд голубей и ласточек. Известно, что скалы служили шаманским культовым местом эвенков. На эвенкийском языке «Сувойя» или «Суви» означает «вихрь». Среди местных бурят существовало поверье, что в скалах живут «хозяева» Суво Тумурши-нойон и его жена Тудугиш-хатан, в честь которых были установлены обоо и деревянный бурхан.

Бык-камень (Буха-шулуун)


Координаты места: 53.698129, 110.061035
Камень Буха-Шулуун или бык-камень – святыня Баргузинской долины, хозяин которой – дух камня. Он расположен по дороге из посёлка Суво в посёлок Бодон. По древнему преданию, когда буряты расселялись по долине, они на зиму перегоняли скот в читинские земли. Один бык так полюбил долину, что не захотел уходить из нее. Трижды его насильно уводили, но каждый раз он возвращался обратно, пока не превратился в камень и не остался в этой долине навсегда. С тех пор местные жители поклоняются камню, считая, что в нем заключена сила, которая оберегает жителей долины.

Хээр-шошого (местность Шэнэгальжин)


Координаты места: 54.028164, 110.344861
Название культового природного памятника «Шэнэгальжин», со слов Шагдур Малановича, происходит от бурятского «шэнэ гал» что на русском языке означает «новый огонь».
Шэнэгальжин находится в Куйтунской степи в 20 км. от п.Юбилейный, в 30 км к западу от села Баянгол, к юго-востоку от соленого озера Саган-Нур (Белое озеро), на левом берегу р. Аргады, на стыке Баргузинского и Курумканского районов. Представляет собой эффектный скальный выход (единственный на Куйтунах). Местность и скала известны у бурят под топонимом Шулуун-Шэнэгальжин. Если смотреть на скалу с запада, то она похожа на огромного окаменевшего ящера, поднявшегося на передних лапах, с приподнятой головой, обращённой на юг. Шэнэгальжин считается одним из крупнейших в Баргузинской долине мест захоронения шаманов. При обследовании скалы в 1987 году шаманской рощи не было найдено, если не считать небольшой поросли кустарниковых деревьев с восточной стороны скалы. Зато в трех местах (на вершине утёса, на южном и восточном склонах) встречены остатки обоо и многочисленные следы жертвенных приношений. Среди них особо выделяются предметы культового назначения, которых, будучи сконцентрированными в крупной щели и под навесом скалы, явно относятся к ломоистскому Бумхану, от которого сохранились лишь несколько досок от постройки, железный алтарь, ритуальные чашки – суксэ, молитвенные бараны – хурдэ, деревянные футляры от несохранившихся буддийских книг, висящие на кустах иконы – танки, молитвенные флажки и множество лоскутков материи. Центральное место в Бумхане под открытым небом занимает очаг, аккуратно сложенный из каменных мест для участников ритуальных действий. Жертвенный материал весьма разнообразен и характерен для бурятских обоо.
Есть основание полагать, что святое место в Шэнэгальжиме имеет очень глубокие корни, и истоки культа не связаны с шаманским кладбищем. Вокруг южного и восточного подножий скалистого выступа имеется крупный плиточный некрополь бронзового века, состоящий из шестидесяти могил и двух сторожевых камней. Каменные кладки сильно задернованы и полузасыпаны песками, поднимаемые с Куйтуна ветрами. Данный могильник интересен тем, что является самым северным из памятников этого типа в Забайкалье.
Могильник «Хээр–Шошого» расположен в 17 км восточнее с. Элэсун на левом берегу р. Баргузин и датируется Ι-ΙΙ тыс. до нашей эры. Рядом с могильником обнаружены петроглифы, датированные бронзовым веком. Изображения выполнены в «селенгинском» стиле.

Культовые места Баргузинской долины по трассе Усть-Баргузин — Уро — МайскийСкала Хээр Шошого



Уудэн-шулуун или Каменные ворота (местность Шэнэгальжин)


Координаты места: 54.046294, 110.376514
В 3-3.5 км на северо-восток от Хээр-шошого находится скальный комплекс Уудэн-шулуун или Каменные ворота.
Скала Уудэн-шулуун (дословно Дверь-камень) или Каменные ворота длиной 70 м, шириной 15-20 м; высота стен 10-15 м. Стены каменных ворот расставлены огромными каменными плитами так ровно, что даже удивится иной мастер - строитель. У этих скал в середине есть отверстие, напоминающее дверь. Есть поверье, что, пройдя через эти «двери», бездетные супруги становятся счастливыми родителями.

Культовые места Баргузинской долины по трассе Усть-Баргузин — Уро — МайскийСкала Уудэн-шулуун или Каменные ворота


Координаты места: 54.047701, 110.379638
Над длинной грядой останцев у подножия Икатского хребта возвышается камень Коновязь или Сэрге. Эта коновязь — символ дерева жизни, мирового дерева, объединяющего три мира.
Сэргэ означает, что у земли есть хозяин. Сэргэ в виде столба ставился у юрты («пока стоит сэргэ – семья жива»). Нельзя ни в коем случае разрушать сэргэ — оно должно было само прийти в негодность. Сэргэ связано с культом коня. На столбе вырезались три горизонтальные канавки. Верхняя предназначалась для привязывания коней небожителей, верхнего мира, средняя для коней людей, и нижняя — для лошадей нижнего мира.

Культовые места Баргузинской долины по трассе Усть-Баргузин — Уро — МайскийОстанец Коновязь или Сэрге.


Баян-Толгой


Рядом с «Каменными воротами», в 5 км на северо-восток от Хээр-шошого, возвышается зеленая сопка «Баян Толгой» - (богатая вершина или богатая голова). На этой горе раньше находился мунхан – маленькая избушка-молельня. В мунхане были полки, на которых находились бурханы, лампады, хурдэ и.т.д.
На горе Баян толгой был сооружен субурган, освященный Еше Лодой Ринпоче.

Хасхал (местность hасхал)


Координаты места: 54.167480, 110.443195
Неподалеку от озера Хасхал были обнаружены останки орудий железного века. Это были ножи, наконечники стрел, стремена и многие другие предметы. Спустя несколько лет в районе самого озера были найдены человеческие останки - тазовые кости человека пробитые стрелой, предметы вооружения, человеческие черепа и конская сбруя. Для ученых это было настоящее открытие. Испокон веков в этом районе бытует легенда о казаках защищающих Баргузинские земли. Некоторые из местных поселенцев рассказывают, что в ночное время на озере Хасхал можно услышать топот копыт, звуки сражения, человеческие стоны и атакующие кличи. Долина озера Хасхал одновременно как притягивает, так и отталкивает своей таинственностью. Но, несмотря на многочисленные легенды, существует и ряд исторических фактов, свидетельствующих о том, что в прошлых веках здесь шли ожесточенные сражения эвенков и баргутов. В ходе одного такого сражения был полностью уничтожен казацкий отряд. Возможно души этих людей не дают покоя местным жителям, являясь в ночной тиши.
Ежегодно озеро Хасхал привлекает большинство шаманов и эзотериков, которые верят в магическую силу этого места. А для обычных туристов озеро - привлекательное место отдыха, которое пропитано свежим воздухом, живописными пейзажами и таинственными историями.

Шиизга


Координаты места: 54.339073, 110.505620
В местности Шиизга Баргузинского района Республики Бурятия (перекресток дорог Курумкан-Аргада и ГСД) шаманские захоронения находятся в степи, на открытой местности.

Усть-Гарга (не доезжая моста через р. Гарга)



Обоо (у поворота в с. Арзгун)



Обоо (не доезжая пос. Майский)




По материалам полевых исследований аспиранта ИЭА РАН Б.Ц. Гомбоева «Баргузинская долина. Семантика придорожных культов», «Республика Бурятия: актуальные проблемы сохранения и использования культовых мест и сакральных территорий».


Круиз по Баргузинской долине




Теги: шаманизм, буддизм

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Комментарии:

Оставить комментарий